Но наше телевидение предпочитает американские ужастики. С недавних пор наши дети отлично знают, кого благодарить за счастливое детство - министерство печати. Напоминание об этом теперь вывешивается на заставке самой любимой передачи "Спокойной ночи, малыши!". Детям сразу полегчало. А то они совсем растерялись. Раньше все было ясно: тетя Таня да тетя Валя - вот главные виновницы счастливого детства. А теперь что ни день, то новый ведущий, и дети в них путаются, не успевая толком полюбить. Хорошо еще, пока не догадались распороть Хрюшу со Степашкой.
Нынче любому младенцу ясно, что если с экрана рассыпаются в благодарностях, значит, получили деньги. А деньги у министерства печати не свои - бюджетные, которые оно и распределяет, как может. Похоже, справедливо распределяет: гранты, составляющие половину бюджета передач, получили только "Спокойной ночи, малыши!" и "Умники и умницы". Эту помощь они заслужили, так сказать, всей своей жизнью, оттого благодарность министерству в титрах выглядит как-то неловко.
Но если поставить вопрос иначе: не за что благодарность, а зачем, тогда даже несмышленыш догадается - затем, чтобы дали еще денег. И не корысти ради, а чтобы вернуть передачу в эфир в выходные дни. Ведь трудно малышам. Пять дней в неделю им на ночь рассказывают сказки Хрюша со Степашкой, а два дня - дядя Шеремет с дядей Доренко.
А если добрый министр печати денег добавит, может, передаче вернут ее законные 15 минут: реклама так забежала на нее с обеих сторон, что даже на маленький мультик не остается времени. Приходится давать с продолжением, как телесериал. А это форменное издевательство над малышом, настоящий садизм - обрывать мультфильм на полуслове аж до завтра. Да еще на ночь! Только любимая песня в этой ситуации могла бы утихомирить разнервничавшегося кроху, так и у нее срубили два куплета. Хорошо, если мама вспомнит свое счастливое детство и допоет: "В сказке можно покататься на Луне и по радуге промчаться на коне...". А если не вспомнит? Так и уйдут куплеты в небытие.
Но можно подумать и так: эка потеря на фоне нынешних-то катастроф! Ладно. Сегодня один кусочек добра не дойдет до детских душ, завтра сэкономят на другом. А послезавтра, играя мышцами, явит обескураженным соотечественникам свой лик новое поколение, воспитанное на новом телевидении. Том самом, которое из двух зеленых величин - дети и деньги - сегодня все чаще выбирает вторую.
Простой арифметический подсчет того небольшого количества эфирного времени, которое отдается детям на всех каналах, может сделать любой. Так вот, зарубежные мультсериалы ужасов, в подавляющем большинстве бездарные, агрессивные, но дешевые, суммарно вдвое превышают продукт отечественного производства.
По сути, разбазаривается очередное национальное достояние. Какой здесь кроется глубокий смысл? Непонятно. И ведь в отличие от других наших гибнущих ценностей эта не требует никаких дополнительных капвложений. Просто ставь в сетку передач, и почаще. Скорее всего, телевизионщикам почему-то выгодно закупать за границей низкопробную дешевку и забивать ею эфир. Или все еще проще: составителям программ лично надоели старые мультики. Ну, действительно, сколько можно крутить одно и то же!
Должно быть, дети в их представлении - некая константа. Но дети все время меняются, одни подросли, другие только что появились и еще ни разу не видели Чебурашку. К тому же их психика существенно отличается от взрослой. Малыши могут читать одну и ту же книгу, слушать одну и ту же историю, смотреть один и тот же мультфильм десятки и сотни раз. А особенно наши признанные шедевры анимационного кино, которым в мире нет равных. Винни-Пух с Евгением Леоновым, "Ну, погоди!" с Анатолием Папановым, "Бременские музыканты" с Олегом Анофриевым, "Ежик в тумане" и многие-многие другие. Да один наш Кот Матроскин их утят и черепашек на завтрак кушает!
Не я говорю - понтифик. Да-да, со своих заоблачных высот сам папа Иоанн Павел Второй счел для себя несуетным обратить взор на качество мультфильмов и рекомендовал пастве показывать детям именно русский продукт. Потому что он добрый и полезен душе.
Вдвойне совет папы римского важен именно для нас, считает директор Института развития личности Михаил ЩЕРБАКОВ:
- У американских и российских мультфильмов разная идеология. Наша мультипликация никогда не была коммерческим делом, и авторы могли себе позволить создавать шедевры на основе традиций русской сказки и даже классической русской литературы. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. Как и в большой литературе. В книгах Достоевского или Гоголя возникает целое образное пространство. Получается, что писатель пишет только половину книги, остальное читатель додумывает сам и в результате такого соавторства развивается. То же самое происходит с мультфильмами. Дисней же преподносит готовый продукт. В западной мультипликации, для того чтобы продать товар, эксплуатируется психологическая бессознательная идея. Чаще всего это страх, насилие. Страх у человека вызвать технически легче, чем какие-нибудь добрые чувства, например радость. С этой точки зрения многие диснеевские мультфильмы представляются мне вредными.
Технологически американские мультфильмы похожи на рекламные ролики: зацепились, запомнили, купили. Это так же, как выбирать для ребенка пищу между суррогатным шоколадом и домашней готовкой. Шоколад тоже вкусный, но от него ребенок жиреет и теряет зубы. С другой стороны, хорошую еду нельзя есть на бегу, как "сникерсы". Тут нужна определенная культура потребления. Сервировать стол труднее, чем продать несколько миллионов "сникерсов". Диснеевский мультфильм - это "сникерс" для мозгов.
Сравнить, к примеру, "Том и Джерри" и наш "Ну, погоди!". В американском фильме много сцен насилия. Там оно - норма. У зрителя это порождает не агрессию, а некоторый инфантилизм, принятие агрессии. Наш сериал, хоть и содран с диснеевских мультфильмов, добрее, и там есть мораль. Волк-агрессор всегда наказан, заяц никому не мстит. Волк, в сущности, тоже неплохое животное, иногда даже мирится с зайцем. Диснеевская же утка всех достает в силу своего вредного характера, а когда персонажи пытаются от нее защититься, они наказаны.
Искусство всегда ставит планку. В американских мультиках она такая низкая, что любой дурак ее возьмет. Их мультики уже заведомо тупее и примитивнее зрителя. И там не над чем фантазировать. Речь, конечно, идет не обо всей западной мультпродукции, а о той, которая подешевле. Но ведь как раз это у нас и показывают.
В русских мультфильмах есть что достраивать. Вот у нас редко показывают "Падал прошлогодний снег", а зря. Он поймал глубинные эмоциональные корни, связанные со сказками, русской литературой, поэтому его могут смотреть люди от 5 до 50 лет.
Подозреваю, что после такого анализа психолога родители, у которых нет домашнего видео и набора кассет с отечественными мультфильмами, начнут более избирательно относиться к понятию "мультик". К сожалению, большинство газет им в этом деле не помощники. Экономя опять же драгоценную газетную площадь, они сокращают программы, и в первую очередь под нож редактора ложатся названия мультфильмов - уж очень много места они забирают.
Чтобы мамы зря не рисковали детской психикой, даю совет. Смело включайте канал "Культура" в 14.45 и ТВЦ в 16.30 (там всегда есть один-два-три хороших наших мультика) и передачу "Ку-коня" в 16.45 по "Столице", там только один фильм, но всегда наш и качественный. Плюс сама Куконя очень милая. Вот, пожалуй, и весь арсенал.
Да! Есть еще на ТВЦ передача для малышей с неясным названием - то ли "Мульти-пульти" (по телепрограмме), то ли "Мультимашина" (в титрах). Но ее я бы не особенно рекомендовала. Передача состоит из крохотного, сляпанного на скорую руку мультика и длинных, но беспомощных потуг двух детей-ведущих. Это, скорее всего, родственники авторов передачи. Ничем иным не объяснишь нахождение в телеэфире двух каждый день новых, но одинаково зажатых подростков обоего пола с дефектами речи, вымученно-бодрыми улыбками и не отрепетированными комментариями к рисункам телезрителей.
Завершает это мучение длинный рэп, манерным голосом отправляющий зрителей: "Спешите к своим замечательным снам". Эти слова они слышат каждый день ровно в 16.00 и каждый день недоумевают. Ведь до ночного сна еще куча времени, а от дневного они только что отошли.
А вот пускай привыкают, - наверное, ставят цель авторы передачи. Чтобы потом избежать разочарований, лучше с младых ногтей уяснить, что в мире, помимо прочего, существуют еще небрежность и халтура.
Зато, если включить ТВЦ минут за 15 до этой пульти-машины, можно нарваться на настоящий мультик, и часто хороший. Почему-то он никогда не попадает в телепрограмму, и мамам приходится рыскать по телеэфиру наудачу. Но это тоже опасно. В последнее время буквально за несколько секунд до мульти-пульти на экране появляются артист Пуговкин с полуголыми девицами плюс весьма удовлетворенного вида мужчина и женщина, наглотавшиеся какого-то "конька-горбунка", и делятся с ожидающими мультика детьми наболевшим: "у меня наконец-то появилась потенция" и "я наконец-то испытала оргазм".
Боюсь, это уже клиническая картина с неблагоприятным прогнозом, и даже министр печати со своими бюджетными средствами здесь бессилен. Когда у телевизионщиков нет потенции, телезрители ни за какие деньги не получат удовольствие.
Все вышеизложенное прочитал знаменитый отец Матроскина и Чебурашки Эдуард УСПЕНСКИЙ и написал:
"Статья правильная. Ни в чем не могу возразить. Только могу добавить, что надвигается омерзительное продолжение "Сезам-стрит", сделанное на деньги американцев для развития слабоумия у наших детей".
Источник: Аккумулятор Новостей
|