Что нового?
Учим плавать
Тихие игры
Размышления
Закаливание
Ответы на вопросы
Плавание для всех
О питании
Бабушкины секреты
В ожидании
Это интересно
Иришка
Танюша
Ваши отзывы
Пишите!


Подпишись!
Плавать...
Тихие игры Форумы

     
"Тихие игры" на MailList.Ru


Журнал для родителей НЯНЯ
"Беседка"
медицина
беременность, роды
уход за ребенком
детское питание
раннее развитие
детская психология
роддома, сады, школы
помощь детям
Rambler's Top100Rambler's Top100

Aport Ranker

Закаливание


Что такое "ошибки" и кто их так назвал. Елена Черных

Обсуждаем статью Ошибки в воспитании детей грудного возраста. Ж.В.Цареградская


Трудно судить о том, какие цели преследовала автор статьи, но примененные ею средства не вызывают положительных эмоций. Когда человек начинает поливать грязью всех без разбору, давить на психику, из частных случаев делать общие выводы, то поневоле задумываешься, стоит ли за ним идти, можно ли принимать на веру его слова. Статья, безусловно, написана с большим искусством, явно чувствуется хороший опыт за спиной по убеждению людей. Вопрос один: зачем столько злости? Вроде бы, цель преследуется светлая, а те, для кого статья написана, хотят своим детям только добра. Однако с первых же строк они объявляются чуть ли не врагами, во всяком случае, людьми, недостойными принимать участие в воспитании ребенка, ибо не обладают знаниями автора статьи.

Если у людей, имевших положительный опыт в применении тех методов, которые в статье выставляются в самом дурном свете, статья может вызвать недоумение или неприятие, то в душах людей неуверенных (за неимением или непродолжительностью опыта), особенно находящихся в окружении противников "всех этих нововведений", она порождает сильное чувство вины, неуверенность, сомнения и страх. В то же время, отрицая что-то, тем более, в такой резкой форме, хорошо бы что-то предложить взамен. Но, к сожалению, автор статьи ограничивается только лишь критикой, оставляя родителей с опустившимися руками и порождая ссоры среди родственников, не ответив на вопрос, который после прочтения статьи возникает неизбежно: "Так что же тогда делать, если ничего нельзя?" Когда я сама читала статью, я все ждала, что вот критика закончится, и автор предложит взамен что-то невиданно лучшее, чем все, что было испробовано до него. Но, к сожалению, так и не дождалась.

В своей статье автор приводит статистику, которую было бы, в реальности, неимоверно трудно собрать и документально зафиксировать. Так что в ее достоверности можно и усомниться. Более того, человек добрый и мудрый не станет пугать несчастными случаями и болезнями родителей, которые (увы!) все это со своими детьми уже проделали. Теперь, возможно, кто-то будет бояться и, действительно, спровоцирует несчастный случай. А ведь главное - не идеи сами по себе, не методы, а здоровье и счастье детей.

Все, у кого есть дети, рано или поздно сталкиваются с теми или иными проблемами вне зависимости от того, каким путем они пошли: традиционным или "ненормальным". Но если в случае традиционного подхода родители и их окружение причину проблемы ищут в ребенке или вообще где-то вовне, то в случае, когда родители пошли нестандартным путем, они сами и их окружение частенько начинают грешить на "веянье моды". Однако если хорошенько подумать, то станет ясно, что "модные методики" получили распространение в довольно широких кругах сравнительно недавно, а вот те болезни и другие проблемы, увы, не новы, и традиционный путь их, к сожалению, не всегда позволяет избежать. Напротив, если бы он всех устраивал, никто бы не пытался найти что-то более приемлемое. Как говорится, от добра добра не ищут.

Теперь предлагаю вниманию читателей подетальный разбор статьи, с целью уточнить некоторые моменты. Уж слишком много в ней противоречий с моим личным опытом и опытом моих знакомых, нашего семейного клуба, в частности. Итак, приступим.

"Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструктора родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни."

Иными словами, чтобы стать родителями, нужно получить специальное образование. Я согласна с тем, что подходить к зачатию, беременности, родам и, в дальнейшем, к обращению с ребенком надо серьезно и продуманно. Искренне сожалею, если честно, что у меня нет медицинского образования. Но, к сожалению, пока получишь знания психолога, гинеколога, акушера, педиатра, невропатолога, хирурга, массажиста, инструктора по плаванию, педагога... пора уже внуков будет заводить. И стоит ли получать это специальное образование? Кошка или та же моржиха, положим, его не имеют, это не мешает им рожать без проблем, а последней - обучать своего малыша плавать (при его, надо отметить, порою бурном сопротивлении), потому что они умеют своего малыша ЧУВСТВОВАТЬ, а этому в институте не научат. Да и кому же, собственно, как не мамам, папам и бабушкам знать, как собственного малыша воспитывать? Предполагается, видимо, что уж кто-кто, а г-жа Цареградская знает об обращении с грудными младенцами все. Как же человечество до сих пор не вымерло и дотянуло до пришествия Ж.В., не понятно.

"Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле."

На мой скромный взгляд, никто до конца не может точно знать, что происходит с ребенком на самом деле. И медицинские корочки, как показывает печальный опыт многих родителей, тут очень часто бессильны. Возможно, на автора статьи, сидевшую, положим, как-то под деревом, снизошло это высшее знание, но, к сожалению, она пока тоже никак не доказала, что действительно им обладает. И уж кто может лучше прочувствовать ребенка, чем мать?

"Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста тоже отражено в его генетической программе и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на "ожидаемое" (т.е. предусмотренное генетически) и "парадоксальное" (не соответствующее генетической программе)."

Как оно и водится у г-жи Цареградской, ни слова о том, кому это стало известно и на каком основании. Все это очень походит на правду, но вот уже много тысячелетий известно, что ребенок (душа) сам выбирает себе родителей, зная, видимо, чего от них можно ожидать. :)) "Генетическая программа" - это звучит внушительно, только вот ни слова о том, как о ней узнать и как понять, соответствует ли поведение матери этой программе? Вдруг при несоответствии не только болезни вылезают, но и карма портится? Воспитанные люди, извините, так не поступают. Конечно, и я знаю это не только из чужого опыта, но даже и по себе, новый ребенок в семье - новая мама. Однако что тут первично - вопрос, скорее философский.

"Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором.

А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем - к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами, "даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям" в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства."

Прямо как в математической логике! A -> B -> C <=> A -> C Но давайте подумаем. Во-первых, человеческий организм часто работает, руководствуясь той логикой, законов которой мы не знаем и не понимаем. Пока. Думается, что автор статьи, являясь психологом, во всяком случае, из подписи не следует, что она - специалист в области физиологии, - выходит за рамки своей компетенции, проводя параллели в той области, в которой специалистом не является. Лично я в этом плане больше доверяю трудам Аршавского, чем ее умозрительным выводам. И, заметьте, г-жа Цареградская сама же в начале статьи пишет о важности специального образования. Во-вторых, о каких воздействиях пишет Науменко, очень трудно узнать из цитаты. А парадоксальное поведение родителей за уши к этим воздействиям притягивает уже сама Цареградская. К тому же, он употребляет слово "могут", при этом не указывая, когда могут, а когда нет. Но зато автору статьи это известно наверняка!

"Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, "способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни ".По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, "миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития". Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики."

Отметим для себя, что Дернер, возможно, имел в виду стресс, выходящий за рамки физиологического, а про искусственное вскармливание, динамическую гимнастику и т.д. дополнение сделано уже Цареградской. Про искусственное вскармливание все понятно. Но так ли уж обязательно динамика и купание в проруби, а уж тем более - обливания холодной водой, выходят за рамки физиологического стресса? По-моему, это зависит от нас самих, от нашего умения и желания прислушаться к ребенку, понять его особенности и учесть их при проведении всех этих процедур.

"Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей.

Ребенок грудного возраста - это очень пластический материал, он полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания."

Тут она права, что ни говори!

"В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество."

Вот в том-то и дело, что множество. И прокрутить их все, к сожалению, нет никакой возможности, поэтому, кто бы что ни думал и ни говорил (даже сама (!) Цареградская) - это все только догадки. Но не все, слава Богу, давят читателям на психику.

"Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой. Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют.

Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей."

Можно со всей уверенностью предположить, что дальше будет показано, что динамика и ныряния способствуют получению акробатов, ныряльщиков (логично, однако :)) !), садомазохистов, рабов, зомби и созданий с искалеченной психикой. Гении и творцы исключаются. Когда я смотрю на наших умненьких, веселых, счастливых ребятишек, я думаю, что все это написано с каким-то злым умыслом.

Психика ребенка - безусловно - очень тонкая, гибкая и ранимая вещь, но не надо забывать о том, что дети приходят в мир разными, с разными целями и задачами. Списывать все проблемы на динамику или ныряние - просто глупо. А вырастить зомби можно и без этого. Разве мало на свете созданий с искалеченной психикой? Вряд ли всех их проныривали. Подонка или неудачника, а также неуверенного в себе человека можно вырастить и без применения динамической гимнастики.

"Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

- Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение.

К таким последствиям приводят:

- отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание - единственно возможный выход;" В этом месте трудно не согласиться с автором. Только слабо верится, что во всех западных странах дела обстоят именно так и все там кормят детей минимум до года :))

"- отсутствие совместного сна с мамой;

- ограничение в пребывании на руках, которое, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается;

- неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает "не приучать ребенка к рукам". Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек."

Здесь я тоже позволю себе согласиться.

"Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

- полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;"

Мой личный опыт говорит совсем о другом. Старшего сына я родила в роддоме. Не надо говорить, что детей там пеленают. И после роддома несколько дней мы его пеленали на сон (спал он сначала на спине). Правда, потом, прочитав Глена Домана, мы перестали его пеленать и стали укладывать спать на живот, после чего он категорически отказался спать на спине. И во время бодрствования он с рождения боялся на спине лежать, пугался открытого пространства и плакал, впадал в панику, до тех пор, пока в полгода не научился переворачиваться со спины на живот. Младшую дочь я родила дома, никто ее там не пеленал. Она с рождения спала на животе. Но лежать на спине в бодрствующем состоянии не боялась, хотя и не очень любила, так что в три месяца она уже совершенно на спине не лежала: тут же переворачивалась на живот. И никакого страха!

Как же животные своих детей не пеленают и они при этом не сходят с ума от страха? Если ребенка на живот выкладывать (особенно для сна), то это в первые дни жизни будет практически равносильно пеленанию. Сила тяжести так же прижимает конечности к туловищу, как пеленки, только при этом полной обездвиженности нет и открытого пространства перед глазами ( а вот если ребенка запеленать и на спину уложить, он это открытое пространство все равно видит! и уж нет ничего хуже, чем спеленутого ребенка на живот укладывать, хотя так ему гарантируется ограничение пространства и визуально, и в плане движений :) ). И это бы еще ничего, но в нашем клубе пеленать детей не принято, а есть немало детей, которые на животе лежать с рождения не любят. Так ведь они так с рождения и лежат себе на спине преспокойненько! На фоне их всех мой старший выглядит скорее исключением.

Думается, тут нужно искать другую причину страха. Замечу, что мой старшенький - типичный студенческий ребенок. На беременность пришлись две сессии (последний экзамен был за неделю до родов), курсовая, гос. экзамен, страхи во время беременности, не говоря уже об очень болезненных, стрессовых родах, да и первые дни жизни, проведенные в роддоме, сильно сказались на его психике. Его и сейчас постоянно преследуют всякие страхи. Старшую же я родила дома, беременность была относительно спокойная, родов я не боялась, никто ее потом не мучил, то же можно сказать и про детей моих многих клубовских знакомых. А ведь их не пеленали, в то время как моего сына - целых две недели! Но я знаю девочку, которую родили в роддоме, роды были не ахти, ребенок беспокойный, ее не пеленали, и не боялась она на спине лежать одна, и все тут!

Вообще страхи часто закладываются внутриутробно и являются следствием тех или иных осложнений в родах. Например, затянувшийся потужной период может привести к страху смерти и т.п. Подробно эти вопросы рассмотрены в книге Захарова "Ребенок до рождения".

"- ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;"

На первых прогулках ребенок обычно спит :))) Так что огромные просторы его не тревожат. Но те, кто выходит с ребенком на улицу для того, чтобы облиться холодной водой, вряд ли держат ребенка на вытянутых руках, подальше от себя. Особенно, когда дело доходит непосредственно до самого обливания. Разве что ребенка обливают, а сами не хотят (таких как раз стоит критиковать). Но тут уж и образования специального не надо иметь, чтобы понять и почувствовать, что ребенок ничего не боится, пока он прижат к родителю, уткнувшись в него мордашкой. Зрение у новорожденного слабое, поэтому все просторы для него остаются за кадром. Зато с мамой тепло, уютно и безопасно.

"- динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами.

Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов."

Хочется спросить у автора: где она набралась такой статистики? Если бы процент был "очень высок", то это бы сразу стало заметно, большинство детей не доживали бы до школьного возраста... В нашем клубе таких случаев не было (и не дай Бог, конечно!). С другой стороны, дети с балконов и из окошек прыгают и безо всякой динамики. Всегда были люди, болезненно боявшиеся высоты и, наоборот, абсолютно бесстрашные. Сама я в своей жизни прошла и через то, и через другое. Однако никто меня не динамил! В нашем клубе практически все занимаются с детьми динамической гимнастикой, но все дети очень разные. Моя дочь всюду пытается залезть, но она осторожна при этом. Все же я не оставлю ее на балконе одну, но глупо объяснять это тем, что я делала с ней динамику. Я любого ребенка бы не оставила без присмотра на балконе или на подоконнике раскрытого окна.

И если уж говорить об осторожности, то замечено, что у детей, родившихся в результате кесарева сечения, часто отсутствует врожденное чувство опасности, сохранения жизни, они чаще серьезно травмируются, причем несколько раз могут травмироваться абсолютно одинаково. Это объясняют тем, что в результате кесарева сечения у ребенка отсутствуют 2 и 3 базовые перинатальные матрицы, олицетворяющие естественный опыт. И хотя это верно не для всех таких детей, вот вам пример категории граждан, которые вне зависимости от того, крутили ли их с рождения (а их мамы обычно не в состоянии делать это помногу) или нет, относятся к "группе риска".

"Кроме этого, чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему и, как результат, - утолщение связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация."

Ну так давайте же не допускать чрезмерных нагрузок: ни на психику, ни на костно-мышечную систему! Если ребенок радуется упражнениям, то это непосильный для него стресс? Конечно, если ставить перед собой цель любой ценой выполнить запланированную программу, то легко перегрузить ребенка во всех отношениях. Лично я категорически против того, чтобы малыш орал во время динамики (за исключением тех случаев, когда упражнения выполняются с целью его успокоения, например, при болях в животе или во время истерического припадка). Главное, чтобы он не плакал от страха или от боли. Эти виды плача ни в коем случае игнорировать нельзя. Но даже когда плач просто недовольный, если его все время игнорировать, можно пропустить тот момент (по инерции, так сказать), когда он перейдет в плач от боли или страха.

Что касается нарушений пространственной ориентации, то как раз у старшей дочери, которую динамили с рождения, с этим все в порядке, а вот у старшего, с которым к динамике пришли только к 6 месяцам, с этим не совсем нормально. Но это, скорее всего, сродни родовой травме. Потому что сразу что-то было не так. Во всяком случае, ни у кого в нашем клубе я не замечала явных нарушений, хотя присматривалась очень тщательно, поскольку эта тема была для меня весьма болезненной. Вряд ли стоит игнорировать перинатальные поражения ЦНС, черепно-мозговые травмы и прочие отклонения в состоянии здоровья ребенка, объясняя все возникающие при этом проблемы воздействием только лишь динамической гимнастики.

Дети рождаются с разной гибкостью. Не раз приходилось читать и слышать от родителей, что как только они перестают заниматься гимнастикой, гибкость пропадает, а как только возвращаются к занятиям, она восстанавливается прямо на глазах. Просто не надо доводить до всех перечисленных Цареградской осложнений. Еще угрожают растяжениями и вывихами. Но позвольте заметить, что от приходящих на занятия в клуб мам, имеющих уже довольно больших детей, которых в детстве не крутили, мы слышали рассказы о том, что при попытке перетащить ребенка за руку через лужу или резко дернуть за руку поскользнувшегося малыша, их дети получали растяжения. Наши же мамы этим похвастаться не могут.

"- Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности.

К таким последствиям приводят:

- моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;

- проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией."

Здесь, опять же, рассматриваются какие-то крайние случаи. Лично я убеждена, что для того, чтобы малыш был здоровым, вовсе не обязательно его в прорубь опускать. Но я не осуждаю тех, кто это со своими детьми проделывает, если им это только на пользу идет. Обливание холодной водой, если его проводить правильно, не перегружая ребенка, ни к чему плохому не приводит и именно оно является одной из более мягких закаливающих процедур. Особенно если его проводить в ванне, а не на улице в сорокаградусный мороз. Однако автор права относительно последствий передозировки, я лично знаю женщину, которая докупалась в проруби до того, что у нее отказали надпочечники. Думается, она не одна такая, но ведь надо же меру знать!

По данным врача-педиатра Тимофеевой, дети, которых чаще, чем раз в неделю купали в проруби, становились вялыми, болезненными, плохо развивались. Очевидно, их перегружали. Но это не повод ставить крест на моржевании вообще!

Не стоит игнорировать тот факт, что дети вообще рождаются с разной чувствительностью к холоду, боли и другим видам раздражения. Своего старшего я купала при температуре 28-30 С, а при 36 он орал как резанный - ему было слишком горячо. Когда мы выходили зимой голышом на улицу, он (если только не было сильного ветра) в любой мороз не дрожал и не покрывался пупырышками. Вообще он никогда не подавал признаков замерзания, даже если действительно замерз. Все это можно было бы объяснить действием закаливания, но с младшей, к которой применялись те же меры, все было абсолютно не так. Купаемся мы при температуре 31-33 С. При более низких температурах ее начинает колотить. Правда, температуру воды выше 36 С она тоже тяжело переносит. А когда мы выходили с ней на улицу, она тут же покрывалась пупырышками и начинала дрожать как осиновый лист, и никакая динамика не помогала ей согреться. Казалось бы, с болевой чувствительностью должно быть то же самое. Но вот здесь у моих детей как раз все наоборот: к боли и вообще к любым прикосновениям мой сын куда более чувствителен. И к обливаниям холодной водой, кстати, моя теплолюбивая дочь всегда относилась куда спокойнее.

Более того, практически все наши мамы обливают детей холодной водой, но чувствительность к холоду и боли у всех очень разная, это видно по поведению в сауне. И, наконец, почему это ОЧЕНЬ плохо? В разумных пределах это совсем даже неплохо.

Со своей дочерью я занималась еще и жестким нырянием. К сожалению, это слишком большая и серьезная тема, чтобы писать сейчас о ней здесь. Но мой ребенок никогда ни в какую глубокую депрессию не впадал. Наоборот, вы бы видели, какое просветленное лицо было у дочери после этой процедуры! И это несмотря на то, что проблемы были, и я этого не скрываю.

И, наконец, никакого "состояния подавления действия, зомбирования, нездоровой самоуглубленности, полного безразличия к чувствам и действиям окружающих, формирования рабской психологии и различных комплексов, садомазохистских наклонностей". Ничего этого не наблюдается у моей дочери и тех детей, которые, насколько я знаю, прошли через жесткое ныряние! Наоборот, все отмечают у этих детей повышенную контактность, умение работать в диалоге, доброжелательность и уверенность в себе. То же говорят о детях Чарковского. Но это философская тема, нет возможности здесь обсуждать ее. Об этом достаточно сказано в книгах "Водная колыбель" и "Гомо-дельфинус", так что нет смысла повторяться. А комплексы? Да они есть практически у всех! И если бы нас кто-то проныривал...

По поводу дальнейших рассуждений автора относительно ощущений младенца, то это предмет для философского спора. Что же касается рассуждений о процессе дыхания, то я больше доверяю Чарковскому (а его я пересказывать здесь не буду). От себя я добавлю только то, что годовалого младенца с бухты барахты, безусловно, наныривать не стоит. Ни к чему хорошему это не приведет. Ибо психика у него не та, что у новорожденного. И дыхание последнего, о котором так печется г-жа Цареградская, позволяет ему спокойно переносить жесткое наныривание, которое не под силу выдержать ни годовалому ребенку без должной подготовки, ни нетренированному взрослому (в том числе, и этой даме, от чего она, видимо, и отталкивается в своих рассуждениях, подобно бабушкам, которые охают, что ребенку в рюкзачке-кенгуру неудобно, очевидно, представляя, как бы это было тяжело их старым косточкам при их собственном немладенческом весе).

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Есть дети и родители, для которых жесткое ныряние - единственный выход, во всяком случае, медицина ничего более подходящего предложить не может, а Цареградская - тоже. Приведу два примера.

Духовная акушерка, с которой я общалась во время беременности, 10 лет назад, родив ребенка в воду, совершенно не собиралась прибегать к ребефингу. Но ребенок родился очень беспокойный (сказались семейные проблемы): он плакал день и ночь, причем по малейшему поводу заходился в диком плаче и синел, чуть ли не до потери сознания доходило, он не мог нормально ни есть, ни спать, и дополнительно к этому из-за спазмов в кишечнике его мучили запоры. Родители, естественно, тоже не спали. Среди ночи, бывало, он заходился так, что спасались только тем, что по целому часу делали динамическую гимнастику, после чего ребенок ненадолго замолкал. Но не будешь же динамить ребенка всю ночь. Сначала родители попытались ситуацию просто принять, но потом поняли, что это уже слишком. И вот измученная мама пошла по знакомым (тогда жестко детей практически никто не наныривал, а дело было даже не в Москве, а в Екатеринбурге), собрала чужой опыт, слепила нечто свое и приступила к жестким ныряниям. Ребенку тогда был месяц. Дважды в день по часу они стали нырять. И помогло. Ребенок стал спокойно есть и спать, причем ныряли они до тех пор, пока не наступало полное расслабление, в том числе и в кишечнике, в результате чего малыш прокакивался, а затем мирно засыпал. Но это - тяжкий труд. (Я это знаю по себе). И когда ребенку было около трех месяцев, мать решила, что с нее хватит. Тут же все началось по новой. Тогда она возобновила жесткие ныряния. И постепенно отошла от них только к шести месяцам. В этом возрасте они посетили невропатолога, и та сняла им все диагнозы, которых, кстати говоря, было выше крыши.

Второй пример касается мамы, которая рожала в больнице, но контактировала с акушеркой из нашего клуба. Ребенка выписали из роддома с таким высоким внутричерепным давлением, что кости на головке разъехались, а между ними вылезал огромный пузырь вдоль всего шва. Первый ребенок этой женщины тоже страдал повышенным внутричерепным давлением, от больничного лечения было немного толку, зато были отрицательные последствия. И поэтому она пошла другим путем. Они 4 раза в день ныряли с этим малышом, и когда в месяц пришли к невропатологу, та удивилась, почему мать вообще про это расспрашивает. Она отправила их на УЗИ головного мозга, и там обнаружили весьма незначительные отклонения, которые не выходят за пределы нормы.

Мне самой тоже приходилось слышать от невропатолога: "Как это у вас не было шагового рефлекса? Если бы его не было тогда, его бы не было и сейчас, Вы же не давали ей никаких препаратов!" Видела бы она, с каким сильным тремором мы родились, и он не прекращался до тех пор, пока мы всерьез не занялись ребефингом, и тогда буквально за неделю от него не осталось и следа.

"Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца),"

И опять, где она набралась такой статистики? За все время существования нашего клуба и практики ребефинга в г. Екатеринбурге таких случаев не было.

"аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств."

К сожалению, этих проблем хватает и у остальных детей. И вряд ли процент заболеваемости среди "нормальных" детей ниже.

"Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении. Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью."

Вот они, золотые слова! Поговорим, наконец, о хорошем. Ведь не может же быть в этой статье одно только плохое. Кому-то не помешает ее отрезвляющий эффект. Кто-то побольше узнает о возможных последствиях передозировок и будет осторожнее. А кто-то вообще впервые услышит о том, что возможны какие-то осложнения. К сожалению, часто бывает так: родители, вдохновленные книжками, готовы что угодно со своим ребенком сотворить и ждут, что он вообще не будет болеть (в книге ведь обещали, примеры приводили! хотелось верить), а он вдруг заболевает, и очень тяжело. И знай они меру, этого могло бы не случиться. Ведь возможности человеческого организма велики, но не беспредельны.

В любом случае, статья заставляет немного задуматься над тем, что и во имя чего мы с ребенком делаем, а кого-то, возможно, смогла притормозить. Думать вообще полезно хоть иногда. Но родителям это КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО, ибо дети, безусловно, этого заслуживают :)

Статья предоставлена сайтом Рождение без насилия


А Вы что думаете?

Кстати:


<< Предыдущая статья   Следующая статья обязательно будет! >>


Идея и исполнение ©Елизавета Трибунская. Использование материалов приветствуется с активной ссылкой на источник!
Hosted by uCoz