Что нового?
Учим плавать
Тихие игры
Размышления
Закаливание
Ответы на вопросы
Плавание для всех
О питании
Бабушкины секреты
В ожидании
Это интересно
Иришка
Танюша
Ваши отзывы
Пишите!


Подпишись!
Плавать...
Тихие игры Форумы


Журнал для родителей НЯНЯ
"Беседка"
медицина
беременность, роды
уход за ребенком
детское питание
раннее развитие
детская психология
роддома, сады, школы
помощь детям
Rambler's Top100Rambler's Top100

Aport Ranker

Размышления


Музыкальный момент. Анастасия Старынина

"Заниматься" с дочкой музыкой я начала еще до ее рождения: когда я была на 5-6 месяце беременности, меня неудержимо начало тянуть в концертные залы. Не пропускала ни одного мало-мальски стоящего концерта ни в филармонии, ни в консерватории, да и дома по нескольку часов просиживала за инструментом (хотя я по образованию не музыкант, но, как говорится, "мы все учились по-немногу...").

Могу на своем опыте подтвердить всем известные данные, что еще не появившийся на свет ребенок слышит и реагирует на музыку, - меня пинали в печень под "Большой полонез" Шопена, тихонько барахтались под "Зиму" Вивальди и возмущенно трепыхались, когда я разбирала "Музыкальный момент" Рахманинова. Со временем я определилась со вкусами малыша и мы с удовольствием слушали Моцарта, Шопена, Баха и Вивальди.

После рождения первые месяцы я включала музыку во время бодрствования - тихонько, фоном. Или занималась под нее гимнастикой. Так музыка вошла в нашу жизнь, стала нашим другом.

Как только Варя подросла и начала не только ходить, но и пытаться танцевать, она сразу выбрала себе любиые кассеты и диски. К моему изумлению, больше всего ей понравилось... "Искусство фуги" Баха - сложное, трагическое произведение, во время написания которого композитор скончался. Мы же под эту ритмичную, многоголосую музыку с удовольствием топтались посередине комнаты, махали руками и радовались. Бабушку и дедушку, профессиональных музыкантов, это приводило в трепет.

Время летело, и мы перешли к более сложным занятиям, которые продолжаем и по сей день, причем не только дома, но и в группах нашего центра, где нашим самым маленьким ученикам - 7 месяцев, а самым старшим 4 года.

Собственно занятие состоит из нескольких перетекающих друг в друга частей, чтобы малыш не уставал только сидеть или только двигаться. Сначала - самое сложное, требующее концентрации внимания и желания работать. Конечно, хорошо бы иметь под рукой музыкальный инструмент - хотя бы металлофон, иначе практически невозможно будет учить малыша различать разные по высоте звуки.

Начинаем с самого большого интервала - октавы (от одной одноименной ноты до другой: соль-соль, ми-ми, до-до), при этом надо обязательно ввести "картинку": вот сидит внизу большая птичка и поет - чик-чирик, чик-чирик. А наверху сидят ее детки и поют тоненькими голосами - чик-чирик, чик-чирик. Такие игры нужно разработать для каждого интервала: например, для сексты (до-ля) - качели (вверх-вниз), для кварты (до-фа) - труба (тара-ра, тара-ра), для терции (до-ми) - колыбельная (баю-баю).

Чтобы закрепить слуховую работу мышечной, работаем ручкой малыша - ритмичные движения согнутой в локте рукой от себя на уровне диафрагмы. Первое время, конечно, ребенок будет просто впитывать все, что вы с ним будете делать - занятия будут пассивными, но именно в тот момент, когда вы решите, что толку никакого от этого нет, он начнет выдавать все услышанное.

Поэтому не расстраивайтесь, если после первых же попыток малыш соскочит с коленей и побежит к своим машинкам-куклам. Со временем продолжительность увеличится сама собой (например, у нас один мальчик с радостными воплями убегал после первых же ноток в течении трех занятий, а на четвертом уже пел и махал ручкой).

Развивайте и чувство ритма - прохлопывайте в ладоши все слова любимых песенок (возьмите по строчке из самых знакомых: Антошки, Чунга-чанги..., но могу посоветовать больше использовать фольклор - Тень-тень-потетень, Ходит зайка по саду, По малинку в сад пойдем).

По продолжительности эта часть должна занять столько же времени, сколько вы потратили на прочтение этой части моего рассказа - иначе малыш утомится и заскучает. Поэтому начинайте двигаться. Заранее подберите несколько небольших классических произведений, которые вам будет по силам прослушать до конца: что-то из Времен года Вивальди, Карнавала животных Сен-Санса - на ваше усмотрение, но постарайтесь, чтобы музыка была характерная. И проработайте ее движением и танцем - летят бабочки, распускаются цветы, лебедь машет крыльями...

Покажите малышу, сколько эмоций скрыто в одном небольшом произведении - и радость, и страх, и волнение, и нежность, и любовь... И он, глядя на вас, будет повторять движения, придумывать сюжеты.

Я не согласна с тем, что ребенок должен учиться слушать музыку, сидя - во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами (полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец - естественный для ребенка способ познания музыки, сидя, он тут же потеряет к ней интерес. Если же вы боитесь, что после таких занятий не сумеется удержать ребенка в театральном кресле, могу вас уверить, что этого не случится.

Потому что, танцуя, переживая с вами музыкальные истории и сказки, ребенок учится музыку уважать. Она становится рассказчиком интересных и не очень понятных, а потому - совершенно волшебных историй.

Потом можно поиграть с ребенком в музыкальные загадки - кто как двигается, кто как говорит, нажимая на клавиши верхних и нижних октав: вот пошел большой косолапый мишка, а вот полетела маленькая бабочка, вот попрыгал зайка, а вот - потопал слон.А под конец так здорово попеть хором песни из любимых мультиков!

По продолжительности занятие должно занять не более 30 минут. Это уже в "готовом" виде, когда вы и ваш малыш, уже будете знать, зачем открывается пианино или достается металлофон. А первые занятия обычно длятся не более 3-5 минут.

Могу добавить лишь, что во время занятия не стоит разрешать ребенку пользоваться инструментом самостоятельно - если у него не получится играть так же, как у вас (а скорее всего, это так и будет), то все закончится возмущенными воплями и игрой кулаками. Пусть каждое прикосновение к клавише будет подарком, волшебством, малыш должен просить вас об этом.

Если с самого раннего детства вы сумеете не просто подружить малыша с музыкой, а сделать ее прекрасным подарком, то, возможно, даже музыкальная школе не отобьет у него охоту подходить к инструменту.

Статья предоставлена ЦРК "Лада"


<< Предыдущая статья   Следующая статья >>


Идея и исполнение ©Елизавета Трибунская. Использование материалов приветствуется с активной ссылкой на источник!
Hosted by uCoz